Санкт-Петербург
Парадный квартал

Реабилитация после
кохлеарной имплантации

Реабилитация после операции не менее важна, чем сама операция. Именно от реабилитации зависит то, как быстро ребенок заговорит. Речевое развитие ребенка после кохлеарной имплантации проходит по тем же этапам, что и развитие слышащего ребенка, но значительно медленнее. При этом традиционные занятия с сурдопедагогом или логопедом не всегда оказываются эффективными.

Почему ребенку после КИ нужны специальные занятия?

Кохлеарный имплант превращает звуки в электрические импульсы, которые затем попадают в мозг. У человека с нормальным слухом эту работу выполняют специальные волосковые клетки во внутреннем ухе (улитка или кохлеа). Операция кохлеарной имплантации назначается людям, у которых большая часть волосковых клеток не функционирует, поэтому они не слышат. Кохлеарный имплант должен заменить волосковые клетки, но у процессора всего 20 электродов, через которые электрические импульсы попадают в слуховой нерв, а волосковых клеток у человека около 23 500, то есть кохлеарный имплант может передавать в мозг значительно меньше слуховой информации, чем волосковые клетки. Еще одна проблема: во время операции невозможно погрузить пучок электродов достаточно глубоко в улитку, поэтому человек с кохлеарным имплантом не может слышать низкие частоты, которые очень важны для восприятия ритма и интонации речи.

Мы слышим не ушами, а мозгом. Со временем мозг учится дополнять недостающую информацию, но для этого необходим тренинг. На первом этапе реабилитации звуки, которые ребенок начал слышать благодаря кохлеарному импланту, не имеют для него никакого смысла. Если ребенок пользовался слуховым аппаратом до операции, то, что он услышал после операции очень отличается от привычных звуков – к новому звучанию нужно привыкнуть.

Задача реабилитации – обеспечить необходимый для мозга слуховой опыт, научить мозг воспринимать слуховую информацию. Как в любом обучении успехи зависят не только от ученика, но и от выбора методики. Для оптимизации процесса обучения мы используем верботональный метод.

Этот метод позволяет объединить звуковые сигналы, которые ребенок слышит через кохлеарный имплант, с проприоцептивной и вестибулярной информацией, а также использовать остаточный слух, обеспечивая эффективный тренинг мозга. Верботональная аппаратура дает возможность на ранних этапах реабилитации предъявлять ребенку речевые сигналы, освобожденные от акустических помех, которые неизбежны в естественной акустической среде. При работе над произношением конкретных звуков, с помощью аппаратуры ребенок может слышать фонемы в наиболее оптимальном для них частотном диапазоне и корректировать свое произношение – это также используется в логопедической работе с детьми без нарушений слуха и при изучении иностранных языков.

Использование верботонального метода особенно важно для тех детей, у которых до операции кохлеарной имплантации не было речи.

В программу реабилитации могут быть включены следующие методики:

Индивидуальная программа составляется с учетом рекомендаций невролога по результатам неврологической функциональной диагностики.




Записаться