Поможет ли верботональный метод ребенку с нарушениями речи и с аутизмом?
В нашей стране верботональный метод раньше использовался только в работе с глухими и слабослышащими детьми. Подходит ли он для детей с алалией и аутизмом, ведь у них нет нарушений слуха?
Верботональный метод воздействует не на уши ребенка, он основан на пластичности мозга. Маленькие дети перерабатывают речь с помощью нескольких сенсорных систем: зрения, слуха, вестибулярной и тактильной чувствительности. У детей с речевыми нарушениями и аутизмом, как правило, нарушена синхронизация работы разных сенсорных систем. Верботональные тренировки позволяют быстрее организовать прочные связи между телом ребенка и его мозгом, затем перейти от мультисенсорного восприятия речи к качественному слуховому восприятию. Как только это произойдет, проблем с речевым развитием у ребенка больше не будет.
В штатах Теннесси и Флорида (США) верботональный метод успешно используется в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи и аутизм с 1975 года. Глухие дети и дети с речевыми нарушениями занимаются в одном классе, так как аппаратура позволяет создавать для каждого ребенка индивидуальные настройки, помогающие хорошо воспринимать речь. Опыт работы с верботональным методом в США показывает, что дети без нарушений периферического слуха, но с CAPD, гораздо быстрее совершенствуют свое слуховое восприятие, чем глухие ученики. Это положительно отражается на их успеваемости по всем предметам.